Вышивка на Руси: что она олицетворяла

25bce523

Техника и разводы вышивки на Руси давались из поколения в происхождение, жили века, а вероятно и тысячелетия. Прошивать как правило обучались с семи-восьми лет. Мать учила дочек всему тому, что могла сама, чему обучилась от собственной мамы.

Главным элементом был холст, льняной либо посконный, самый сильный, изготовленный из мужских стеблей марихуаны. Ткань преимущественно тянулась на рабочую одежду, торжественные же вещи прошивали из узкого выбеленного полотна.

Выработка у холста ажурная, она позволяла прошивать орнамент без канвы, по счету нитей. Один из старинных швов — обоесторонний, при котором орнамент выходит одинаковый как на лице, так и на изнанке. Пряжа в первую очередь брали хлопковые, покрашенные в ярко-красный оттенок. Ярко-красные разводы, сделанные двухсторонним швов на черном холсте — наиболее древнейшие в технике вышивки.

К началу ХIХ столетия раскраска оказывалась все многообразнее и яснее. Мастерицы применяли и бархата, и золотую нить, и многоцветную шерсть — гарус. А вместо холста все чаще и чаще брали ярко-красный заводской кумач, особенно возлюбленный русским народом.

Приблизительно с половины XIX столетия промеж рукодельниц идет свежий шов — петельный, либо, как его называют, тамбурный. Петля за петелькой, и на кумаче являлись развесистые деревья, птицы — «курушки», фигуры людей. Отныне не нужно подсчитывать нити, чтобы в точности повторить старинный орнамент, вышивка на заказ проходит свободно и напоминает чертеж разноцветными карандашами.

Абсолютное большинство домашних вещей фермеры производили собственноручно. Девушки бросали, прибирали и обрабатывали лен и коноплю. Пряли, плели и прошивали из холстины одежду и приукрашивали ее. Принимали участие в работе и дети. С небольших лет девушки начинали готовить себе имущество: вещи укладывались в коробью, потому и имущество также носило название «мера».

Украсить одежду пытались наилучшим образом, в особенности торжественную. Так как по ней осуждали люди о трудолюбии, искусстве и вкусе владелицы. Наряд же молодой находящейся в законном браке девушки был самым наряженным. Крестьянки распарывали и головные уборы: женщинам — перевязки с открытым верхом, девушкам — кокошники, целиком закрывающие волосы. Приукрашивали такие уборы бисером, жемчугом, который издавна доставали в южных реках. В ряде губерний прошивали изумительно разодетые «золотые платы».

Основной частью костюма была рубашка. Вышивкой приукрашивали ее плечевую часть, «оплечья», которые заметны были из-под сарафана, вороток, подол, а иногда и весь проток. У тех же рубах, что специально назначались для сенокоса и жатвы, орнамент большой полоской раскидывался по подолу. Празднично одетые фермеры намеревались совместно и с свободной песней шли работать в поле. Строченым узорочьем приукрашивали сарафаны и полушубки, мужские и детские футболки, варежки, перчатки и обувь.

Значительную роль играло во всенародной жизни полотенце. Им не только лишь утирались. Наиболее разодетые были классическим свадебным презентом жены жениху, украшением деревенского дома. Вешали полотенца в ведущий «ярко-красный» угол, на стенки избы. Приукрашивали ими и повозку с юными, чтобы всем было хорошо видно: это свадьба, это праздник. Свадебные чины — дружки и тысяцкие полотенцем перепоясывались или повязывали его через плечо.

Дошли до нас и древнейшие доказательства, что русские «преклонялись убрусцам» — полотенцам. Точнее, фотографиям на них. В вышивке наиболее распространен был вид птицы. В одних вариантах ее представляли обобщенно, в иных без проблем можно было установить породу: орел, лебедушка, петушок. А в особенности излюбленной среди народа была Пава с огромным роскошным хвостом. Оперение ее тотчас так разрасталось, а хвост так растягивался, что именовали ее даже «рыбиной». Паву-птицу на рукоделье время от времени охватывают небольшие галочки, вероятно, ее птенцы.

В русской аграрной обрядности слет птиц был одним из важнейших мероприятий года. Так как птица — знак света и тепла: по народным суевериям, как раз она приносит весну на нашу землю. Так же плотно сплетен данный вид и с зрелищами о солнце. Ранее был ритуал, ставший после этого детской игрой: молодежь выходила за околицу с выпеченными «жаворонками», подымала их низко над головой и «зазывала» весну, призывала «тепло летушко».

Часто повстречаем мы в вышивке и царственные женские фигуры. По граням от них — птицы, жеребцы, наездники. Руки девушки то воздеты к небу, то направлены в благословляющем жесте к наездникам. Жеребцов они часто удерживают за предлоги. И все, кто охватывают ее, будто ей поклоняются. Подобным стает в вышивке вид великой Мамы Земли, Мамы всей природы.

Время от времени место женской фигуры в трехчастной композиции (с 2-мя жеребцами) занимает дерево — знак растительности. Русские давно были землепашцами, и все их миропонимание было проникнуто регулярной заботой о будущем урожае, от которого зависела жизнь их семейства. С такими просьбами и обходились они к мамы сырой земле, показанной на полотенцах в качестве девушки. Разводы русской всенародной вышивки были плотно сплетены со старинной украинской мифологией, с почитанием земли и ее плодородия.

Выразительные поводы бытовали преимущественно на российском юге и северо-востоке — в Новогородчине и Вологодчине, в прежних Олонецкой и Архангелогородской губерниях. К югу же от Города Москва доминировали арифметические разводы. Это ромбы (среди народа их именовали кругами), скрещенные раскосыми крестами, ромбы с завитками по углам, непосредственные и раскосые крести. Все эти знаки, плотно сопряженные с зрелищами о солнце в глубочайшей древности, остались в памяти всенародной и до настоящего времени.

С половины XIX столетия в вышивке все чаще и чаще отображается окружающая реальность. К примеру, настоящий мир растений: мы детально отличаем строченые по кумачу елочки, березки, ромашки и васильки. Повстречаем и животных — стандартных буколических петухов, гусей, лошадей. Увидим домашние сценки с чаепитием и хороводами, сюжеты популярных всем сказок. По предзаказу помещиков мастерицы представляют целые картины быта владельцев с замками, выездами карет.

Многое из того, что существовало ранее в деревенском быту, собрано музеями. Строченые традиционно разводы и сегодня приукрашивают дизайн дома либо одежду. Отчего бы не вышить шторы на окне, простую летнюю блузу либо фартучек, отчего бы не вышить на престижной холщовой авоське птицу Паву либо петушка?

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *